Можно ли осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе школьного обучения?

Всем учителям давно известно, что у успешных учеников сформированы полноценные мотивы учения, хорошее отношение к школе, адекватная самооценка. Однако, как показывает практика, у каждого ученика свой путь формирования этих умений и навыков.

При этом если в процессе обучения не реализуется ни индивидуальный, ни дифференцированный подход, это приводит к высокой степени утомляемости, сложной адаптации к учебному процессу, к нарушению здоровья, в том числе и психического.

Три условия реализации индивидуального подхода в процессе обучения.

Итак, что же следует делать, чтобы обеспечить необходимый уровень развития для детей в процессе школьного обучения?

1. Определение личностных особенностей учеников в классе: выделение тревожных или застенчивых детей.

2. Выделение из числа детей тех, кто стремится быть всегда в центре внимания.

3. Определение характера взаимодействия учеников со сверстниками.

Прежде всего, следует уделять внимание основным характеристикам учеников, тем, кто не уверен в себе, проявляет признаки тревожности, замкнутости, нежелания учиться. Эти дети часто воспринимают обычные ситуации из школьной жизни, как угрожающие. Например, отвечать у доски они не могут, так как для них это большое нервное напряжение. Поэтому можно попросить ответить с места. И делать это лучше ближе к середине урока, ведь такие ученики достаточно медленно включаются в учебный процесс. Стоит обращать внимание и на то, как тревожные или застенчивые ученики реагируют на одобрение или порицание. В целом, для них следует создать спокойную и доброжелательную атмосферу, не торопить с ответом, поддерживать, тем самым повысив самооценку. Важно, чтобы такая атмосфера царила и дома, так как единство требований со стороны школы и родителей окажет необходимое положительное влияние на формирование хорошей положительной самооценки.

Другая категория детей, на которую следует обратить внимание – это дети, старающиеся быть всегда в центре, выделиться на фоне остальных. Они часто выкрикивают с места, вскакивают из-за парты и т.п. В работе с такими учениками следует очень осторожно использовать похвалу, потому что эти дети стараются противопоставить себя одноклассникам. Их нельзя часто ругать, так как ученик настроит себя против учителя и учеников. При необходимости наказания следует совсем не обращать на него внимания. При хорошем поведении следует поощрить с помощью мелких знаков внимания, что придаст уверенности в себе.

Для полноценного развития и хорошего эмоционального фона немаловажное значение имеют отношения с другими учениками. Взрослому необходимо отмечать, легко ли ученик контактирует с одноклассниками, вызывает ли это какие-либо трудности. Через несколько месяцев посещения школы, как отмечают исследователи,в классе проявляются устойчивые отношения, что характеризуется желанием обучающихся общаться с другими не только на уроках. Эти особенности легко увидеть при наблюдении за свободным общением учеников между собой. Дети, которые плохо входят в контакт с другими или совсем не могут найти себе друзей, будут держаться в стороне. Эта неблагополучность в системе личностных отношений может привести к эмоциональному дискомфорту. Здесь учителю следует взять инициативу на себя и помочь такому ученику общаться со сверстниками, показывая своим примером, что и как можно делать.

Следовательно, даже при наличии большого количества учеников в классе, можно осуществлять индивидуальный подход к тем, которые требуют особого внимания. Конечно, это требует от учителя некоторых усилий. Однако если он действительно хочет увидеть успехи своих учеников, то реализация необходимых условий будет проходить полноценно и в нужном объеме.

Мега образование


Яндекс.Метрика