Эффект Зейгарник: Чем полезны незавершенные дела?

Незавершенные или отложенные действия запоминаются лучше — суть феномена, названного в честь Блюмы Вульфовны Зейгарник, написавшей дипломную работу на эту тему.

Почему так происходит

Первый эксперимент был проведен Куртом Левином и Б.М Зейгарник в 1927 году. Испытуемым предлагалось решить некоторый набор задач. Затем, в самый разгар процесса, эксперимент искусственно прерывался. Результаты показали, что:

В момент получения задания возникает искусственная потребность в выполнении поставленной задачи, и, связанное с ее неудовлетворенностью, напряжение

Напряжение снимается сразу после выполнения задания.

До тех пор, пока задание не завершено, квазипотребность остается неудовлетворенной, а сохранившееся напряжение способствует лучшему сохранению материала в памяти.

Те из испытуемых, чей процесс решения прерывался, гораздо чаще и подробнее могли вспомнить в чем состояла суть задания, чем те кто полностью выполнял его.

Человек непроизвольно сохраняет в памяти неразрешенные вопросы и незавершенные действия, поскольку они отвечают наиболее важным и неудовлетворенным потребностям.

Этот эффект можно обнаружить во многих житейских ситуациях:

Выученный к экзамену материал, по большей части забывается после сдачи экзамена

Серии сериалов зачастую заканчиваются "на самом интересном месте", оставляя множество вопросов неразрешенными, что мотивирует к дальнейшему просмотру.

Официанты могут держать в памяти множество заказов, но забывают их сразу же после ухода клиентов.

Как же извлекать пользу из столь интересного феномена?

Эффект Зейгарник в обучении

Для того, чтобы использовать данный эффект в учебном процессе, нужно также понимать некоторые тонкости.

Существенное влияние на запоминание действия имеет уровень мотивированности субъекта. Если при совершении действия имеет место сильная личная мотивация, то такое действие запомнится лучше если будет завершено. То есть, чем меньше вовлеченность ученика в занятия, тем большее влияние на количество запомненного материала эффект Зейгарник может оказать.

Проявление данного эффекта также зависит от уровня самооценки личности. При неадекватной, завышенной или заниженной, самооценке эффект незавершенных действий не будет иметь никакого влияния.

Цель обучения заключается в последовательном и полном изучении материала, поэтому было бы крайне нецелесообразно оставлять какие-либо вопросы нерешенными. Из определения данного феномена следует, что не только незавершенные, но и отложенные действия запоминаются лучше. Необходимо лишь создать напряжение, способствующее самостоятельному обдумыванию учениками поставленных задач.

Например:

Не проходить темы целиком за один урок, оставлять часть материала для домашнего изучения, и проверять в начале следующего урока.

По ходу изучения нового материала, сперва спрашивать учеников и давать 1-2 минуты на возможность самим сделать выводы, прежде чем продолжать повествование.

Объяснять часть решения домашнего задания на уроке.

Главное, поддерживать состояние напряжения, способствующее большему интересу и лучшему запоминанию. Мотивационная разрядка, хоть и отсроченная, должна обязательно присутствовать во избежание пробелов в знаниях и возможного появления психологических проблем.

Большинство опытных педагогов используют данный эффект интуитивно и даже не задумываются об этом. Тем не менее, нужны исследования, и не только лабораторные, какими они до сих пор ограничивались, для определения всех возможностей реализации эффекта Зейгарник в учебном процессе.

Мега образование


Яндекс.Метрика