Что такое занимательная наука

Профессиональная наука очень сложна для понимания неспециалистов, даже если они работают в смежных областях этой тематики. А для простых людей любые научные данные вообще «тёмный лес». Встречая ту или иную сложнейшую научную разработку, мы чувствуем себя детьми, едва покинувшими колыбель. Вместе с тем, высоколобым учёным всё же приходится как-то общаться с остальным миром – хотя бы для того, чтобы найти спонсоров для их исследований. Спонсорам-то научные разговоры не нужны, и они любят более популярные объяснения. Таковы исторические причины появления научно-популярной литературы.

С самого своего появления в науке существовали люди, которые пытались донести её значимость для простых слушателей. Такие люди назывались «популяризаторы», а идея была в том, чтобы объяснить любую сложную вещь возможно простыми словами (а если нельзя, то, говорят, что к науке эта вещь не имеет никакого отношения). Популяризаторы трудятся не просто так, фактически они рекламируют какую-то научную деятельность, стараясь заинтересовать определённые круги молодёжи, привлечь в свои ряды новых сотрудников, обеспечить финансирование, протолкнуть идею (если самим им это недоступно по ряду причин). Очень многое в научных данных построено на экспериментах, которые бывают очень дороги, а привлечённые специалисты со стороны могут «сгенерировать» несколько новых свежих методов для преодоления трудностей.

Фантастические романы всегда привлекали молодёжь, и через эти произведения они знакомились с достижениями науки. Все помнят замечательные книги Жюля Верна, который предвосхитил множество научных и технических изобретений, заражал читающих оптимизмом и звал становиться учёным. Все мы зачитывались его романом «Таинственный остров», где учёный-энциклопедист (попросту инженер XIX века!) Сайрес Смит использовал множество интересных научных подходов для выживания группы людей. В те годы, когда мы считались самой читающей в мире нацией, наши родители приобщить нас к чтению увлекательной и развивающей литературы. Именно такие книги нужны молодёжи и сегодня.

Другие авторы популяризировали астрономию, физику, химию, лингвистику и прочее. Вопрос был в том, чтобы рассказать о загадках каждой науки, привлечь к ней внимание читателей, а сделать это можно было только в занимательной форме. Сам термин «занимательная наука» был придуман Яковом Перельманом, который выпустил множество книг по занимательной математике. В этом же направлении работали и Мартин Гарднер, Айзек Азимов, Мандельброт и другие. Очень интересные загадки, объясняющие суть математической логики, были описаны Льюисом Кэрролом (автором «Алисы в Стране Чудес»).

Практически любой известный в своей области учёный, делая доклады и выпуская книги, пытался донести свои идеи до самых широких слоёв общественности. Общественности это льстило: все могли понять, что же творится в мире науки. Этим занимались Ломоносов, Коперник, Альфред Брем, Тихо Браге, Циолковский, Алексей Крылов, Стивен Хокинг, Сергей Капица… Сотни и тысячи людей, превращающих сложные научные загадки в занимательные и увлекательные истории. Пусть эти истории и были немного утрированы и упрощены, но они были всё же занимательны, притягивая в науку «свежие силы».

На многих каналах мы часто видим программу «Разрушители мифов», которую ведут два бессменных ведущих Джейми и Адам. Казалось бы, они просто развлекаются, но нет – они в популярной форме работают над проверкой тех загадок, которые в популярной форме доносит нам наука. Если это не занимательно, тогда что же?

К сожалению, многие «серьёзные» учёные относятся к популяризации науки довольно скептически, если не сказать хуже. Они считают, что их «кухня» должна оставаться в их ведении, и не стоит превращать науку в балаган, где каждый может лезть с советами и мнениями. С одной стороны, их понять можно, но вот всемирно признанный гений астрофизики Стивен Хокинг с этим не согласен. Он считает, что каждая формула в книге отпугивает примерно половину читателей. И он в своих книгах о космосе, о проблемах космогонии и теориях «чёрных дыр» вообще умудряется обходиться без формул! И поэтому его ценят, интересуются его мнениями, а его книги цитируют везде.

В исторической науке уже довольно давно появились новые теории, объясняющие нестыковки хронологических данных. Наиболее популярна в этом плане группа Фоменко и Носовского, выпустивших огромное число книг на тему «альтернативной истории». Эти книги читаются не хуже детективов, от которых невозможно оторваться, а ведь в них рассказывается о довольно серьёзных вещах! Историки пришли в бешенство, критикуя их методы, но интересно не это: к спору подключилась огромная масса людей, которые стали интересоваться историей. Что они там для себя решат – неважно, но интерес к проблемам истории в стране значительно повысился.

Всё ли в науке следует популяризировать и приводить к «занимательной» форме изложения? Учёные считают, что такую адаптацию следует делать для тех научных данных, которые известны довольно хорошо. А вот экспериментальную физику, к примеру, в занимательном виде освещать пока не следует, так как велика вероятность сообщить читателю ложную информацию. Ну что же, мы можем и подождать.

Мега образование


Яндекс.Метрика